Муниципальное образовательное учреждение
Каширская средняя общеобразовательная школа
Проект
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Автор проекта:
Старцева С.В.,
Проектная группа:
Богомолова Н.И., Зюзина Л.Н.
Кураева Н.С., Ивакин Н.П.
Каширское 2008
Актуализация проекта
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А.Сухомлинский
Вопрос духовно-нравственного и эстетического воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а постичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека. Поэтому коллектив творческих учителей Каширской СОШ выдвинул идею создания проекта «Школьный театр».
Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка.
Главная идея проекта - обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка, создать такую образовательную среду, которая способствовала бы самоутверждению личности в различных сферах творческой деятельности. Это достигается за счет вовлечения учащихся в театральную деятельность: постановка школьных праздников, спектаклей, изготовление для них костюмов и декораций.
Смысл участия в проекте заключается в том, чтобы учитель и учащийся не просто осваивал чьи-то продукты деятельности, а производил их самостоятельно. Такой подход активизирует образовательный процесс, придает ему творческий и исследовательский характер, передает учащемуся инициативу в организации своего процесса познания и творчества. В этой системе педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, а учебный процесс, строится как диалог с познаваемой реальностью и с другими людьми.
Театр - уникальная развивающая среда для юного человека в период становления личности. Подростки, увлекающиеся театром, общительнее других, они способны к более глубокому самоанализу, лучше понимают других людей, у них развита способность к сочувствию и сопереживанию. Кроме того, они чаще всего избавлены от комплекса непонимания, не чувствуют себя покинутыми и одинокими, а значит, в существенной степени защищены от влияния тоталитарных группировок и наркотиков. Приобщая юного человека к искусству, театр пробуждает в нем талант зрителя, сотворца театрального действия, без участия которого спектакль, как произведение искусства, не может состояться. Переживая судьбы героев, анализируя ситуации, события, действия и поступки действующих лиц, постигая язык и законы театра, ребенок от спонтанного соучастия в действии переходит к пониманию и осмыслению нравственных и этических ценностей
Театр открывает простор для самовыражения, а это одна из его главных потребностей ребенка. Работа на этом уровне пробуждает интерес, вызывает большую творческую активность
Отличительные особенности проекта «Школьный театр»:
Первая отличительная особенность состоит в деятельностном подходе к воспитанию, образованию и развитию обучающегося средствами театра. Каждый ребёнок становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой стороны – в качестве художника по костюмам, композитора, гримёра, художника-декоратора, звукорежиссёра, сценариста-драматурга.
Вторая отличительная особенность проекта состоит в том, что организация всего творческого процесса разделена на 2 этапа (модуля): постановка пьес, театрализованных представлений, праздников и создание театральных костюмов и декораций. Педагоги, задействованные в проекте, должны уметь преподавать основы таких театральных предметов как актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, танец, знать искусство грима, уметь изготавливать театральные костюмы и декорации.
Цель проекта:
создание условий для творческого развития личности, обеспечение оптимального уровня творческого потенциала, реализация творческих способностей в процессе создания исторических костюмов и проведение театрализованных праздников
Задачи проекта
Образовательные задачи:
–– обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской деятельности и научить применять их на сцене;
– научить владеть голосом, речью, телом для отражения своего мировосприятия;
– познакомить с историей театра и театральными профессиями;
– изучить особенности исторического костюма;
- научить изготавливать театральные костюмы и декорации;
– познакомить с основами драматургии и режиссуры.
Развивающие задачи:
– развивать творческое воображение, наблюдательность, речевой слух, зрительную память;
– развивать образное мышление, умение создавать художественный образа;
– развивать самостоятельный подход к решению поставленной задачи;
– развивать умение свободно ориентироваться в сценическом пространстве;
– сделать «актёрство» ещё одним из способов выражения своих чувств, эмоций, для снятия стрессов;
– развивать художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного;
– прививать уважение к литературе и чтению.
Воспитательные задачи:
– воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;
– воспитывать умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;
– воспитывать внимательное и бережное отношение к природе;
– воспитывать любовь к литературе, к памятникам культуры, к истории своей страны – знать и чтить традиции своего народа;
– воспитывать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, смелость, волю;
– воспитывать эстетический вкус, основы зрительской культуры;
– создать сообщество единомышленников (педагог - школьники - родители).
Главная задача: воспитать творческую личность и, посредством приобщения к театральной культуре, построить новый уровень взаимоотношений между детьми, между педагогом и учащимся.
Кадровое обеспечение проекта
Ф.И.О. | Место работы, должность | Должность в проекте |
Старцева Светлана Васильевна | МОУ Каширская СОШ, учитель техноло |
руководитель проекта
|
Богомолова Наталья Ивановна | МОУ Каширская СОШ, зам. директора по ВР, учитель русского языка и литературы |
ответственный за сценические постановки (режиссер-постановщик) |
Зюзина Людмила Николаевна | МОУ Каширская СОШ, учитель технологии | ответственный за сценические костюмы и грим (художник по костюмам и гример) |
Кураева Нина Семеновна | МОУ Каширская СОШ, учитель русского языка и литературы | ответственный за подготовку сценария, преподаватель актерского мастерства |
Ивакин Николай Павлович
| МОУ Каширская СОШ учитель технологии | ответственный за декорации, свет, звуковое оформление (звукорежиссер, осветитель, декоратор) |
Ожидаемые результаты работы:
- повышение творческого потенциала личности школьников
- развитие коммуникативных и организаторских способностей
- повышение самооценки, избавление от комплексов
- улучшение психологического климата в ученическом коллективе
- овладение навыками изготовления костюмов для сцены
- овладение навыками постановки праздников
- овладеть навыками сценического искусства
- овладение навыками рукоделия (вышивки, вязания, бисероплетения, аппликации)
Условия реализации проекта.
Работа по выполнению проекта рассчитана
на 2008-2010гг.
Данный проект является логическим продолжением трехлетней работы по теме «Русский народный костюм». Проект реализуется на базе МОУ «Каширская СОШ».
Для проведения занятий необходимы:
- Просторный кабинет для репетиций, возможность заниматься в актовом зале.
- Подборка литературы для репертуара школьного театра.
- Необходима возможность экскурсионной работы: посещение выставок, музеев, театральных постановок.
- Просторный кабинет, оборудованный всем необходимым швейным оборудованием (швейные машины, оверлок, утюг, гладильная доска, набор инструментов и приспособлений для шитья, вышивки, бисероплетения)
- Расходные материалы для изготовления костюмов: ткани, нитки, фурнитура, бисер, тесьма, кружево, мех и т.д.
- Литература по истории костюма, наглядные иллюстрации, репродукции, журналы мод.
- Необходим фонд поощрительных призов по итогам представлений, выставок и творческих конкурсов.
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
№ п/п | Название мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение |
Организационные мероприятия | |||
1. | Организация репетиционной базы | сентябрь 2008 | Старцева С.В. |
2. | Организация мастерской по изготовлению костюмов и декораций. Выдвижение инициативной группы учащихся, распределение обязянностей | сентябрь 2008 | Старцева С.В., Зюзина Л.Н. |
3. | Организация работы со спонсорами и администрацией по материальному обеспечению проекта | апрель-май 2008 г. | Старцева С.В., Зюзина Л.Н., Богомолова Н.И. |
Теоретические мероприятия
| |||
1 | Изучение основ сценического искусства. Изучение основ актерского мастерства.
| в течение всего срока реализации проекта
| руководители кружков «Сценическое искусство», Театральный» Богомолова Н.И., Кураева Н.С. |
2. | Изучение исторических костюмов разных эпох.
| в течение всего срока реализации проекта
| руководители кружков «Мастерица», «Театральный костюм» Старцева С.В. Зюзина Л.Н. |
3. | Составление примерного репертуара на год.
| ежегодно
|
Старцева С.В. Богомолова Н.И. |
4. | Посещение театров и музеев Воронежской области.
| в каникулярное время
|
Старцева С.В.
|
5. | Изучение русских обрядовых праздников, русских народных промыслов. | в течение всего срока реализации проекта |
Зюзина Л.Н. Старцева С.В. Кураева Н.С. |
6. | Участие в областных и региональных творческих конкурсах и выставках по декоративно-прикладному творчеству. | в течение всего срока реализации проекта | Старцева С.В, Зюзина Л.Н., Ивакин Н.П., Богомолова Н.И. |
Практические
| |||
1. | Организация занятий в группах, выбор тематики работы | сентябрь, ежегодно | все педагоги проекта |
2. | Подготовка и оформление актового зала для работы театра (пошив занавеса, изготовление сценической коробки) | сентябрь, октябрь 2008 | Старцева С.В., Зюзина Л.Н., Богомолова Н.И., Ивакин Н.П. |
3. | Постановка мини-спектакля к Дню учителя | сентябрь-октябрь | Кураева Н.С. |
4. | Изготовление костюмов для мини-спектакля, оформление сцены | сентябрь-октябрь | Старцева С.В, Зюзина Л.Н.,
|
5. | Постановка Новогодних представлений.
| декабрь, ежегодно | Богомолова Н.И., Кураева Н.С. |
6. | Изготовление костюмов для проведения Новогодних представлений.
| ноябрь-декабрь, ежегодно | Старцева С.В, Зюзина Л.Н.,
|
7. | Изготовление декораций для Новогоднего представления | ноябрь-декабрь 2008 г
| Старцева С.В, Зюзина Л.Н., Ивакин Н.П. |
8. | Постановка традиционных школьных праздников | 2008-2010 гг.
| Богомолова Н.И., Кураева Н.С. |
9. | Возрождение русских обрядов. Постановка народных праздников «Широкая Масленица», «Святки», «Иван Купала» и др. | ежегодно | все педагоги проекта |
10. | Постановка сказок и мини-спектаклей для младших школьников | январь – март 2009 г. | Старцева С.В., Богомолова Н.И. |
11. | Изготовление костюмов животных и сказочных персонажей, изготовление декораций | январь – март 2009 г. | Старцева С.В, Зюзина Л.Н., Ивакин Н.П. |
12. | Постановка пьес для старших и средних школьников | январь-апрель 2009г. | Богомолова Н.И., Кураева Н.С. |
13. | Изготовление костюмов и декораций | январь-апрель 2009г. | Старцева С.В, Зюзина Л.Н.,Ивакин Н.П. |
14. | Помощь в подготовке участников для районных конкурсов «Сударушка», «Витязи» | ежегодно | все педагоги проекта |
Финансовое обеспечение проекта
Для организации театра необходимы материальные средства, расходные материалы:
- Ø ткани, мех для пошива костюмов
- Ø фурнитура швейная
- Ø нитки
- Ø отделка: бисер, пайетки, бусы, тесьма, кружево
- Ø маски сказочных и фантастических персонажей
- Ø ткань для изготовления декораций (бязь)
- Ø краски, гуашь для декораций
- Ø бруски, картон для изготовления сценической коробки
- Ø ткань для пошива занавеса
- Ø бумага, краска для принтера (для изготовления афиш, программок)
- Ø театральный грим для актеров
В феврале 2008 года инициативная группа педагогов обратилась с просьбой поддержать идею создания школьного театра к депутату областной Думы Пономареву А.И. Была составлена примерная смета расходов для нужд театра. Нашу просьбу Александр Иванович удовлетворил, на создание театра было выделено 15000 рублей. В апреле-мае 2008 года эти средства были израсходованы на приобретение тканей, фурнитуры и др. расходных материалов.
Приложение 1
Депутату Воронежской областной Думы
Пономареву Александру Ивановичу
Уважаемый Александр Иванович!
Просим Вас выделить денежные средства в размере 13500 рублей на развитие школьного театра в МОУ «Каширская СОШ» (пошив театральных костюмов и изготовление декораций). Примерная смета расходов прилагается. Заранее Вам благодарны.
Заместитель директора
по воспитательной работе:
Богомолова Н.И.
Учителя технологии:
Старцева С.В. Зюзина Л.Н.
Приложение 2
Примерная смета расходов на изготовление костюмов и декораций
для школьного театра
№ | Наименование материалов | Цена, руб | Количество | Стоимость, руб. |
1. | Ткань для декораций | 25 | 40 м | 1000 |
2. | Краски гуашевые | 50 | 20 | 1000 |
3. | Бумага гофрированная креповая | 20 | 20 | 400 |
4. | Кисти для рисования | 20 | 6 | 120 |
5. | Клей ПВА | 70 | 2 | 140 |
6. | Мех искусственный | 400 | 5 | 2000 |
7. | Ткань атлас разных цветов | 150 | 10 | 1500 |
8. | Ткань габардин | 90 | 10 | 900 |
9. | Ткань креп | 90 | 10 | 900 |
10. | Ткань вуаль разных оттенков | 100 | 10 | 1000 |
11. | Ленты, тесьма | 10 | 40 | 400 |
12. | Бисер | 40 | 10 | 400 |
13. | Маски животных | 50 | 6 | 300 |
14. | Ткань ситец разных расцветок и цветов | 15 | 20 | 300 |
15. | Бумага самоклеящаяся | 50 | 6 | 300 |
16. | Нитки швейные | 7 | 40 | 280 |
17. | Ткань парча | 200 | 5 | 1000 |
18. | Ткань бархат | 200 | 5 | 1000 |
19. | Пайетки | 15 | 20 | 300 |
20. | Дублерин, флизелин | 40 | 6 | 240 |
| ИТОГО |
|
| 13500 руб |
